Анна Владиславовна, выражаю Вам огромную благодарность за создание такого замечательного центра «Чудо-Школа Умница»!!! Дочка с 2–х лет посещала различные программы вашего цента! У Вас в центре она училась танцевать, петь, рисовать, считать, читать и т.д.
Отзывы
Блог Анны Чепик
Франсуаза Дольто, или воспитание детей по-французски
Как это часто бывает в мировой истории, крупные потрясения влекут за собой череду громких открытий во всех областях культуры и науки и появление ярких имен, которые меняют традиционные представления и создают новые направления мысли. Имя Франсуазы Дольто знакомо каждому французу. Самый известный педагог Франции во многом опережала свое время, поэтому ее идеи востребованы и безумно популярны и в наши дни. Ее книги «На стороне ребенка» и «На стороне подростка» стали настоящей Библией для молодых родителей, а цикл передач по воспитанию детей помог спасти не одну семью. Во многом современные методики раннего развития опираются на идеи, высказанные в свое время Франсуазой Дольто.
Именно Дольто одной из первых признала важность раннего «архаического» этапа в воспитании и развитии детей. Она утверждала, что младенцы могут понимать и воспринимать речь взрослого, поэтому уже в этом возрасте детей можно многому научить. Имея громадный практический опыт, Франсуаза призывала обращать внимание на телесные сигналы малышей, которые красноречивее слов могут рассказать о настроении и эмоциях.
Дольто совершила настоящую революцию в педагогике 70-х годов прошлого века, призывая родителей относиться к детям как к личностям и уважая их интересы и желания. Впрочем, понятие свобода в понимании Дольто не означало вседозволенность и отмену границ. Например, Франсуаза за свои консультации брала у взрослых детей плату в виде конфет, камушков, ракушек и проч. Так она подчеркивала важность каждого ребенка, приравнивая его к взрослому.
Примечательна биография знаменитой француженки. Она родилась в самом начале XX века в состоятельной буржуазной семье Маретт. В детстве она отличалась тонким цепким умом и крайней наблюдательностью. Уже в возрасте 8 лет она твердо решила стать «доктором воспитания», хотя такой профессии даже не существовало. Более того, было не принято, чтобы женщины из состоятельных семей работали. Громадное влияние на Франсуазу оказали события Первой Мировой Войны. Ее желание получить профессию окончательно сформировалось, когда она увидела большое количество некогда богатых женщин, знакомых ее семьи, которые, оказавшись без кормильца и не приученные работать, стояли на паперти. Став взрослой, она пошла против воли семьи и задумала одной из первых французских женщин поступить в Университет. Но, не выдержав напора родителей, готовивших для нее будущее образцовой жены и хозяйки, пошла учиться на медсестру. Лишь спустя годы ей было позволено получить высшее образование на медицинском факультете.
Большую роль в становлении Франсуазы и формировании ее взглядов сыграло знакомство с психоанализом и будущим мужем Борисом Дольто. Выходец из Севастополя Борис Иванович Дольто эмигрировал во Францию после Октябрьской революции и стал основателем отдельного направления кинезитерапии, или двигательной медицины. Личный опыт психоанализа она получила у Рене Лафарга и впоследствии активно использовала принципы психоанализа и психотерапии в работе с детьми. Знаменитый психотерапевт Жак Лакан до конца ее жизни оставался для Дольто близким другом и соратником. Дольто стажировалась в лучших клиниках Франции, а в последствии много работала уже как профессиональный психотерапевт и детский психолог в детских больницах в Париже.
Современники критиковали Дольто за излишнюю «интуитивность». В отличие от Доктора Спока, который был немногим моложе француженки, в своих радиопередачах и книгах она не давала конкретные ответы на все вопросы, начиная от кормления и заканчивая приучением к горшку, но большое внимание уделяла созданию особой домашней атмосферы в семье. Она считала, что ребенок имеет право ревновать к младшему брату или сестренке, потому что он первый раз их видит. Но в то же время уверяла, что дети, куда рациональнее, чем кажется их родителям, и у каждого поступка есть свой мотив. Она просила родителей больше разговаривать с детьми, даже к младенцам относиться, как к взрослым личностям. До сих во Франции молодые мамы, принося младенца после выписки домой, проводят для него маленькую экскурсию по квартире и знакомят его со всеми родственниками и друзьями. Причем «относиться, как к взрослым личностям» в понимании Дольто не означало, что ребенок это центр вселенной в семье.
Франсуаза Дольто придерживалась мысли, что каждый ребенок уникален, а каждая семья самобытна, и по-французски изящно и ненавязчиво призывала родителей искать свой стиль воспитания и взаимодействия с собственным ребенком. Даже в своих передачах она просила задавать ей вопросы только в письменной форме, полагая, что только так родители смогут рационально осмыслить свою проблему и уже начнут самостоятельно искать ее решение.
Популярная американская писательница Памела Друкерманн в своей остроумной книге «Французские дети не плюются едой» остроумно подмечает, что во французских семьях ценится личное пространство и интересы каждого ее члена, а рождение ребенка - это не акт самоотречения и самопожертвования, а гармоничное развитие отношений двух любящих людей. Во французских семьях дети строго соблюдают режим дня, уважая личное время родителей, вежливы и воспитаны. Причем французам удается воспитать такого ребенка без надрыва и скандалов. По совету мудрой Дольто, с самого рождения каждый родитель ищет свой стиль воспитания, чтобы создать комфортную и доверительную атмосферу в семье.
Наследие Франсуазы Дольто безгранично. Впоследствии многие ее «интуитивные» идеи, в частности, касающиеся раннего развития детей, получили научное подтверждение и до сих остаются богатым источником вдохновения для многих родителей во всем мире. В том числе, наша «Чудо-Школа Умница» в программах раннего развития опирается на мысли и достижения великой француженки.
На наших программах мы помогаем родителям в воспитании гармоничного, всестороннего развитого, уверенного в себе и активного ребенка и формировании счастливой и любящей семьи, все члены которой ценят и уважают друг друга.