Доброе отношение и умение преподавателей смеяться вместе с детьми.
Блог Анны Чепик
Кто такой нейропсихолог? И чем он может быть полезен?
Свою новую колонку я бы хотела посвятить нейропсихологии и более глубоко и детально поговорить о ней. Во всех центрах “Чудо-Школы Умница”, Монтессори-парке и частной школе PRIMA SCHOLA мы предлагаем консультации, диагностику и занятия с нейропсихологом. В нейроцентре и логоцентре - это одно из самых популярных направлений. Давайте разберемся, чем же так ценен опытный нейропсихолог.
Нейропсихология - одно их самых молодых и динамично развивающихся направлений в психологии. Но если быть точнее, то нейропсихология существует на стыке нескольких наук: психологии, физиологии, нейробиологии, неврологии. По сути, это наука о связи головного мозга и психики. Исследует она формирование и развитие познавательных процессов головного мозга, способности к запоминанию и воспроизведению информации, память, внимание и концентрацию, речевые функции, эмоциональное реагирование. Особенно эффективна нейропсихология в детском возрасте при локальных поражениях головного мозга.
Нейропсихология помогает разобраться, как состояние нашего мозга влияет на память, речь, внимание, воображение, мышление, на то, как мы воспринимаем информацию и делаем логические заключения - одним словом, на высшие психические функции и поведение.
Об Александре Лурии
Отцом-основателем отечественной нейропсихологии считается Александр Лурия, выдающийся советский ученый, врач-невропатолог. Именно он первым выявил и доказал наличие связи между строением человеческого мозга и психологией. Лурия считал, что определив, какие участки поражены и по какой причине, можно помочь пациенту. Для этого достаточно восстановить утраченную функцию.
Ученый предложил деление функций головного мозга на 3 блока, которые неразрывно связаны между собой.
Энергетический блок получает и обрабатывает информацию от внутренних органов. Например, когда что-то болит, или человек голоден.
Операционный блок работает со всеми органами чувств и отвечает за обработку данных.
Блог программирования психических процессов отвечает за опорно-двигательную функцию человека. Если происходит нарушение в его работе, то для человека это оборачивается утратой физической и интеллектуальной активности. Именно синергия во взаимодействии трех блоков обеспечивает человеку максимальную жизнедеятельность и психическое здоровье.
Чем нейропсихолог отличается от классического психолога и логопеда?
Нейропсихология считается наиболее объективным направлением в психологии, потому что она использует данные, полученные научным способом. Конечно, нейропсихолог может и должен помочь детям с проблемным поведением, но только, если оно связано с нарушением работы головного мозга, а не психической травмой, булингом, проблемами в семье. Нейропсихолог не подскажет, как лучше завести друзей или справиться с обидой и одиночеством, но на основе информации, где произошел сбой в головном мозге, поможет решить проблемы с речью, памятью, концентрацией вниманием и поведением.
Также не стоит путать нейропсихолога и логопеда. Логопед работает только с одной когнитивной функцией - речью, когда нейропсихолог охватывает все. Более того, часто за нарушением речи стоят всевозможные мозговые травмы или патологии, в особенности во время беременности и родов. В идеале при решении логопедических проблем - дислексии и дисграфии, задержке психического и психоречевого развития, которые часто сопровождаются синдромом дефицита внимания и гиперактивности, - чтобы логопед работал в паре с нейропсихологом.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу?
Проблемы, связанные с нарушением работы головного мозга, самые популярные из которых - слабая память, нарушения концентрации внимания, способность воспринимать и запоминать новую информацию, в частности изучать иностранные языки, и проч., - лучше решать до 12 лет. Именно в это время головной мозг пластичен и может быстро откликаться на воздействие нейропсихологии.
С другой стороны, очень опасно бежать к специалисту и форсировать события, если ваш ребенок, что-то начинает делать позже сверстников - например, ползать, ходить, разговаривать. Часто это может быть связано с индивидуальными особенностями развития, а никак не с патологией. И излишняя активность родителей может спровоцировать только негативные последствия.
К нейропсихологу стоит обратиться, когда вы четко понимаете, что состояние ребенка стало проблемой. Например, ничто не помогает улучшить успеваемость в школе - ни хорошая атмосфера в классе вкупе с заботливой учительницей и верными друзьями. Проблемы с речью следуют одна за другой или приступы гнева наступают без всякой причины. А улучшить поведение не помогает никакая мотивационная программа или походы к психологу. Важно постоянно наблюдать за ребенком и не упустить этот момент. После 5 лет важным маркером наличия проблем служит несоответствие принятым нормам развития и заметное отставание от сверстников.
Нейропсихолог должен найти альтернативные пути, как, например, улучшить память и почерк, восприятие информации, внимательность - то есть усвоение материала в детском саду и школе. А также решить социальные трудности ребенка.
Как работает нейропсихолог?
Классическая схема работы нейропсихолога включает в себя три этапа:
- Сначала обязательно проводится нейропсихологическая диагностика, во время которой собирается информация о беременности мамы, родах, заключения неврологов сразу после рождения и прочей медицинской документации. Нейропсихолог пытается разобраться, нет ли других причин, благодаря которым произошел сбой в поведении или в учебе. Определяется эффективность работы когнитивных функций, а также наблюдение за поведением ребенка и его реакцией на те или иные задания. Результаты обязательно обсуждаются с родителями. Составляется заключение нейропсихолога, на основе которого разрабатывается индивидуальный план работы.
- Разработка плана работы всегда строится на основе особенностей ребенка и предполагает индивидуальный подход. Он может сочетать в себе упражнения на активацию мыслительной деятельности, так и физические упражнения, задания на развитие моторики, логики, аналитических способностей, координации.
- Результатом могут быть индивидуальная (или в мини-группе) нейрокоррекционная работа на основе объективных выводов об актуальном уровне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Также может быть назначена программа “Замещающий онтогенез” - соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов ребенка и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Работа с нейропсихологов - это всегда долгий и очень насыщенный путь. И без поддержки родителей его сложно пройти. Поддерживайте ребенка на каждом этапе, хвалите и поощряйте его даже за маленькую победу. И как говорится, дорогу осилит идущий.