Нам нравится теплый и дружный коллектив. Домашняя атмосфера в школе. Больше всего любим нашу танцевальную студию!
Блог Анны Чепик
Почему обучение детей финансовой грамотности - важно: советы Анны Чепик
«Копейка рубль бережет», «Был бы ум - будет и рубль», «Тот без нужды живет, кто деньги бережет» - русская культура полна пословицами и поговорками про деньги. Впрочем, при советской власти тема денег, богатства, накоплений была табуирована. Поэтому не удивительно, что наши родители, как и многие миллениалы выросли без знаний о том, как правильно распоряжаться заработанными деньгами. Только сегодня мы стали все больше внимания уделять знаниям в области финансов, личных инвестиций и накоплений. И это правильно: чем раньше ребенок осознает, насколько важно серьезно относиться к деньгам своих родителей, а потом к собственным, тем уверенней он будет шагать по жизни. Ему будут не страшны потеря или смена работы, кризисы и другие превратности судьбы.
Ниже несколько советов Анны Чепик, основателя и руководителя “Чудо-Школы Умницы”, с чего начать родителям, чтобы ребенок вырос прагматичным и финансово грамотным.
Ранний возраст - не помеха
Рассказывать о деньгах нужно с самого раннего возраста, как только дети начинают понимать причинно-следственные связи. “Мама или папа ходят на работу и получают денюжку, на которые мы потом покупаем игрушки и мороженое, ходим в парк аттракционов и ездим на море. Чтобы получить деньги, папа и мама трудятся. И нужно бережно относится к игрушкам и вещам, чтобы можно было позволить себе другие удовольствия, а не тратить их на испорченные сапоги или джинсы”. Не вижу никаких сложностей, чтобы в таком стиле объяснять детям, что такое деньги, как они появляются у родителей и каких усилий стоит их заработать. Можно еще проводить аналогии, используя привычные для детей сюжеты: игрушки, мультфильмы или игры. Например, ты с Машей обменялся игрушками, которые стоят денег, то же самое происходит в магазине. Или помнишь, дядя Федор говорил, “чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное. А у нас денег нет”.
Без барьеров
Часто родители с раннего возраста сами ставят детям ограничение на позитивное восприятие денег, негативное отношение к богатым людям и возможности их заработать. Когда вы приходите в магазин и не можете купить игрушку ребенку, не стоит говорить: “Не куплю, потому что нет денег. Мы с папой не заработали”. Пытайтесь объяснить ребенку, что, например, у тебя так много игрушек, что новая совсем затеряется, а папе с мамой придется много работать, чтобы ее купить. Или давай подождем, когда у нас появятся деньги, возможно, в следующем месяце, и мы тогда вернемся к этой игрушке.
Все барьеры, которые устанавливают родители в детстве потом проявляются во взрослом возрасте. “Большие деньги - большие проблемы”, “Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся”. Я считаю, что важно с самого раннего детства объяснять, что нужно учиться, потом работать, зарабатывать деньги, которые открывают много возможностей. Благодаря деньгам мы можем пойти в магазин игрушек, в кино, поехать в путешествие. У ребенка должны быть сформированы четкие причинно-следственные связи.
Играем в деньги
Всевозможные игры, связанные с деньгами, идут детям только на пользу. Купите ребенку кассу с деньгами, весы, а в подростковом возрасте - “Монополию”, благодаря которой он начнет знакомится с инвестициями, прибылью и убытками.
Сейчас существует великое множество вебинаров и курсов для детей по финансовой грамотности, где рассказывают про основные понятия и термины. Чем раньше ребенок начнет в этом разбираться, тем быстрее у него сформируется интерес и понимание своих возможностей. Например, что правильные инвестиции смогут стать дополнительным источником дохода. В чем лучше хранить сбережения? Почему никогда нельзя поддаваться панике во время кризисов? Как вести домашний финансовый дневник? Все это очень важные вещи, к которым наше поколение пришло значительно позже. А скольких ошибок можно было избежать?! Согласитесь?
Карманные расходы
У каждого родителя свое отношение к карманным деньгами. Мое мнение, они идут только на пользу. Так ребенок учится тратить разумно, если ему на месяц выдают определенную сумму. Искать варианты, где можно купить дешевле. Необязательно давать наличные деньги: контролировать расходы легко с помощью детской банковской карты.
А вот платить за хорошие оценки, помощь по дому или пожилым родственникам, я считаю неправильным. С ранних лет дети должны понимать, что не деньгами красен человек, а добрыми делами. Одновременно с разговорами о финансовой стороне нашей жизни, очень важно фокусироваться и на нематериальных аспектах: любви к семье, добрым делам, благотворительности и о том, что всегда важно помогать тем, кто находится в тяжелой жизненной ситуации.