Безумно ребенку нравится атмосфера и педагоги Чудо-школы!
Блог Анны Чепик
Физик или лирик? Как сделать для своего ребенка правильный выбор.
Физик или лирик? Как сделать для своего ребенка правильный выбор.
Сын моей подруги первые четыре класса учился в обычной школе. Результаты показывал по всем предметам достаточно ровные, но, как у всех, у него бывали периоды взлетов и падений. Было время, когда туго шла математика. На фоне остальных предметов тройки действительно выбивались из общей картины, из чего учительница, чтобы не обидеть маму и не принизить умственные способности ее ребенка-эрудита ей заявила, что все проблемы с вычислением от того, что ее сын «лирик» и математика явно не его конек. Так оправдывались тройки в течение двух лет. Мальчик увлекался естественными науками, по кругозору и эрудиции явно обгонял своих одноклассников, и перед родителями встал вопрос о переходе в пятом классе в другую, более сильную школу.
Основной выбор пал на гимназию, в которой учился папа мальчика. Но мама как вариант решила попытать силы в одной из лучших математических школ города, где помимо прочего прекрасно преподают и естественные науки. Попытка – не пытка. За месяц до собеседований начали готовиться по математике, но без фанатизма, понимая, что шансов в математической школе, куда надо было сдавать два сложных экзамена по математике, у них не так много – ведь мальчику был поставлен диагноз «лирик». Каково же было удивление мамы, когда ее сын прошел первый тур по математике, а потом уверенно преодолел и второй экзамен, где надо было решить олимпиадные задачи по логике и мышлению. Последний экзамен по русскому наш «лирик» сдал на пять.
К чему я рассказываю эту историю? К тому, что мы, родители, зачастую не знаем всех возможностей и талантов своих детей. Моей подруге повезло – счастливая случайность заставила ее по-другому взглянуть на своего ребенка, к которому приклеили ярлык «лирик». Действительно еще с советских времен мы помним известный спор между физиками и лириками. Спор этот давно закончился, но штампы, оставшиеся с тех времен еще сидят в наших головах.
Малейшие неудачи наших детей по каким-то предметам заставляют нас ограничивать их потенциал и возможности и тут же определять их в какую-то категорию. И все бы ничего, но предвзятость учителей и родителей в будущем могут сыграть недобрую службу самому ребенку. Сколько несостоявшихся юристов из 90-х потом долго искали свою дорогу в жизни только потому, что родителям тогда казалось, что юриспруденция – прекрасный с коммерческой точки зрения выбор для гуманитария.
Я прекрасно понимаю родителей, которые из самых лучших побуждений уже на ранних этапах стараются выявить таланты и способности своего ребенка, чтобы потом их развивать. Такой подход оправдан, но только с точки зрения родителя. Одна моя знакомая математик, долгое время проработавшая в математической школе, как-то мне призналась, что на самом деле не существует детей, у которых бы не было совершенно не было бы способностей к математике. Есть одаренные дети, но в большинстве своем ученики отличаются друг от друга по усидчивости, внимательности, трудолюбию и концентрации – тем качествам, которые легко сформировать в ребенке на этапе раннего развития.
Слова моей знакомой подтверждают многочисленные исследования головного мозга, которые описаны в знаменитой книге Тони Бьюзена «Научите себя думать». В ней автор, основываясь на заключениях нейрофизиологов, утверждает, что как-такового деления людей по способностям не существует. У человека будет та половина головного мозга развита, которую он развивает с самого детства.
Слова Бьюзена подтверждают многочисленные факты из жизни замечательных людей. Всем известная нам первая женщина-профессор математики Софья Ковалевская была одаренной писательницей. Обладая очень тонкой наблюдательностью и восприимчивостью ко всему происходящему вокруг нее она отличалась необычайными способностями к воспроизведению мыслей и чувств с помощью художественного слова. К сожалению, из-за внезапной ранней смерти в 41 год литературные таланты Софьи Ковалевской так и не смогли в должной степени проявиться.
Физик всех времен и народов Альберт Эйнштейн обладал совершенно уникальным воображением. Известно, что даже теорию относительности он сначала вообразил, а потом уже подвел под нее научное обоснование.
А вот все, кто когда-то посещал квартиру Александра Сергеевича Пушкина в Санкт-Петербурге, отмечали то разнообразие и глубину книг, которые читал великий русский поэт. Помимо языков, истории, философии, он всерьез увлекался астрономией, физикой, биологией и по праву считался одним из самых образованнейших людей своего времени. В филологии «пушкинистика» считается одним из самых сложных направлений, потому что требует от ученого глубоких познаний в совершенно разных областях.
Конечно, большинство родителей не мечтают о славе Эйнштейна или Пушкина для своих детей, их желания куда более скромные и прагматичные. Нам бы хотелось, чтобы наши дети смогли реализовать себя в жизни и быть счастливыми. Но как понять, какой выбор лучше для твоего ребенка? К сожалению, как педагог с двадцатилетним стажем и счастливая мама могу вас расстроить – точного ответа на этот вопрос никто не знает. Есть счастливчики, которые с ранних лет угадывают способности и таланты своего ребенка, но таких не так много. Я придерживаюсь комплексного, всестороннего развития ребенка с самых ранних лет.
Программы раннего развития закладывают прекрасную основу для будущего обучения и воспитания детей, учат их концентрации, вниманию, развивают в них активность, любознательность, открытость и самостоятельность в принятии решений. Математика учит нас думать, формирует логичность, рациональность и последовательность мышления. В свою очередь литература, творчество, музыка развивают воображение, эстетический вкус, эмпатию и даже навыки социального общения. Ваш ребенок во взрослом возрасте может не раз изменить свой жизненный курс, но тот базис в виде всестороннего образования и развития всегда поможет ему быстро адаптироваться к новым условиям и успешно реализовать себя на новом поприще.