Праздник Осени нам очень понравился! Алена не могла оторваться от зверей, пришедших в гости! Все было живо, красочно и весело.
Блог Анны Чепик
Раннее развитие - за, против, воздержался?
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
А.П. Чехов
Многие родители читали или хотя бы мельком слышали о книге Масару Ибука «После трёх уже поздно». Теория о том, что до трёх лет мозг ребенка идеально воспринимает новую информацию, а всю дальнейшую жизнь развивается, используя лишь эту базу, наделала много шума в своё время. Появилось много детских центров, где на комплексных занятиях по раннему развитию малышей обучают читать, писать, складывать и вычитать.
Речь идет именно о детях до 3 лет. На сегодняшний день родители и многие детские центры совершенно не учитывают уровень развития интеллектуальной сферы ребенка и недостаточное развитие его высших психических функций. В результате как бы рано не пытались обучать ребенка читать, основная масса детей овладевает навыком не ранее 4,5 лет (в «Чудо-Школе «Умница» знакомство с буквами происходит с 3 лет и очень медленно).
Такое увлечение академическими знаниями приводит к игнорированию актуальных образовательных и развивающих потребностей ребенка. Подтверждение этому — открытие метра отечественной педагогики Льва Семеновича Выготского: ещё в начале 30-х годов прошлого века он разработал концепцию о соотношении обучения и умственного развития ребенка. Появилось понятие «зона ближайшего развития». Занятия, предлагаемые ребенку, должны быть чуть сложнее, чем то, что ребенок умеет делать самостоятельно на данный момент.
Итак, что же находится в «зоне ближайшего развития» у детей от 8 месяцев до 3 лет?
1. Умение владеть своим телом
Ребенок учится управлять своим телом с самого рождения. Укреплять мышцы на первом году жизни помогают воздушные ванны при комфортной температуре и мягкий мамин массаж — поглаживания. Ребенок постарше учится ползать, садиться, вставать и, наконец, делает первые шаги. Потом ему ещё предстоит много интересного — подъём по лестнице, прыжки, подтягивания, кувырки, покорение детских площадок, деревьев и заборов. Различные рельефные дорожки для ходьбы, как покупные, так и самодельные, помогут создать условия для профилактики плоскостопия и косолапости. Танцы и пение под музыку с элементами логоритмики помогают учиться управлять своим телом, соотносить речь и движение.
В Чудо-Школе Умница занятие по раннему развитию включает в себя получасовой комплекс упражнений, направленных на профилактику сколиоза, плоскостопия и косолапости.
2. Речевое развитие
Все родители хотят, чтобы их дети рано начали разговаривать и делали это грамотно. Чтобы достичь цели, родителям можно попробовать на время перейти в режим «радио». Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Проговаривайте как можно больше действий, своих и малыша, в настоящем, будущем и прошедшем времени. «Я надеваю сапог на твою левую ногу. Сейчас оденемся и пойдём гулять на улицу. Сегодня с утра был дождь и появились лужи. Ты будешь бегать по лужам в сапогах». Говорите пока вам не надоест, и результат не замедлит себя ждать. Старайтесь не говорить на «детском языке», избегать уменьшительно ласкательных суффиксов и исковерканных слов. Однако на первом году жизни, на этапах гуления, лепета, формирования слоговых звуков и в самом начале этапа появления первых слов старайтесь четко повторять то, что говорит ребенок. Это нужно для того, чтобы у него была обратная связь с миром, чтобы он понимал, что его слышат, и мог оценить, как окружающие слышат то, что он произносит. Таким образом он быстрее сможет сориентироваться в способах звукообразования, сможет стать более ловким в управлении своим артикуляционным аппаратом. На втором году жизни, когда формируется фразовая речь, все дети допускают ошибки, путая, например, мужской и женский род, множественное и единственное число. Тут уже важно не повторять вслух ошибочный вариант, а четко произнести правильный. С малышом третьего года жизни важно общаться и развивать его представление о себе самом и своих потребностях. Ребенок, который самостоятельно может обозначить свои чувства — я злюсь, расстроен, устал, мне грустно — а также сформулировать потребности или попросить помощи у взрослого, сможет гораздо проще адаптироваться к детскому саду или школе. Чем с большим количеством детей и взрослых ребенок общается и взаимодействует вербально или невербально в раннем возрасте, тем больше позитивных впечатлений он приобретает, расширяет границы общения, представления об окружающем мире.
В «Чудо-Школе «Умница» занятие по раннему развитию включает в себя множество упражнений на развитие речи, начиная с самого простого — умения приветствовать друзей и представлять себя. Дети постепенно учатся правильно и полно отвечать на вопросы, красочно описывать предметы и рассказывать сюжеты по картинкам.
3. Развитие сенсорики и мелкой моторики
Зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения – это понятные для ребенка способы получить максимум информации о внешнем мире. Чем больше мы развиваем сенсорный мир ребенка, тем больше у него появляется инструментов для изучения нового. В домашних условиях очень удобно собирать в коробки из под обуви или контейнеры для рукоделия самые разнообразные материалы: камни, ракушки, листья, семена, косточки, крупы, макароны (можно подкрашенные), кусочки разноцветного фетра, прищепки, маленькие фигурки животных. Играя с этими материалами можно создавать целые миры, например пустыню или Северный полюс, джунгли или даже дно океана, используя глубокий прозрачный контейнер с водой. Камни, листья, семена можно сортировать по размеру, форме, оттенкам, а главное, развивать творческие навыки, фантазию и образное мышление вашего малыша. Не стоит забывать и о творчестве: специальный мягкий пластилин для малышей, безопасные пластиковые ножницы, клей, цветная бумага, скотч — работа с настоящими «взрослыми» материалами и инструментами доставляет детям неописуемое удовольствие.
В «Чудо-Школе «Умница» любое занятие по раннему развитию включает в себя творческую работу, в результате которой малыш приобретает новые знания и умения, а родители – поделку, которая займет достойное место в интерьере дома.
4. Социализация
И, наконец, поскольку все мы живём среди людей, в зону ближайшего развития любого ребенка неизбежно попадает умение находится в обществе, вести себя вежливо и достойно, уметь общаться и поддерживать беседу. Многократное проигрывание простых сценариев знакомства, общения, решения конфликтных ситуаций с другими детьми в песочнице и дома с игрушками, в дальнейшем помогает ребенку самостоятельно общаться, находить компанию для игры, дружить, ссориться и мириться.
В Чудо-Школе Умница на занятиях по раннему развитию вы получите удовольствие от общения с другими родителями, а педагоги плавно организуют комфортную адаптацию детей в мире.
Наблюдайте за своими детьми, и они сами подскажут, к чему тяготеют в данный момент. То, что доставляет радость, помогает развиваться.
В завершение хотим пожелать вам успешного и увлекательного опыта раннего развития в нашем центре! Наши занятия по раннему развитию в «Чудо-Школе «Умница» дают родителям богатый опыт ценного общения с квалифицированными педагогами, удовлетворение от результатов бережного развития, а малышам – удовольствие от познания мира в организованной развивающей среде.
Чепик Анна - директор центра "Чудо-Школа "Умница", Савранская Анна - куратор направления «Раннее развитие», Савцова Ольга - методист, педагог направления «Раннее развитие».